loader image
Без категории

Наставление – Иман-Вера

Говорит Всевышний Аллах в благородном Коране:

 «О вы, которые уверовали, бойтесь Аллаха достойным образом, и если умираете, умирайте мусульманами». (сура, Аля Имран, аят, 102)

Сегодняшняя тема нашего наставления посвящена понятию веры – «иман». Сколько бы мы не говорили на эту тему, это никогда не будет лишним.

Как мы знаем иман это вера, или состояние сердца человека после принятия ислама, а ислам это покорность Аллаху. Так Аллах говорит в Коране.

Бедуины сказали (пророку Мухаммаду): “Мы уверовали”. Скажи: “Вы не уверовали. Посему говорите: “Мы стали мусульманами (покорились и приняли ислам)”. Вера еще не вошла в ваши сердца. Если вы подчинитесь Аллаху и Его Посланнику, Он нисколько не умалит ваших деяний. Воистину, Аллах – Прощающий, Милосердный» (сура, аль Худжурат, аят, 14)

        Веру, можно разделить на две части вера в мыслях и вера в чувствах. Если вера в мыслях остается неизмененной, то вера в чувствах постоянно меняется. Вера в чувствах просто не может не может не меняться. Потому что вера человека подвергается влиянию различных факторов. Из этих факторов, самыми основными являются три.

Первый фактор – это нафс, человеческое эго, это наши инстинкты, наши страсти.

Второй фактор – это шайтан в разных его проявлениях, который постоянно пытается повлиять на веру.

И третий фактор – это мирская жизнь, дунья и её соблазны.

Эти три фактора никогда не отдыхают, никогда не спят, никогда не отключаются, и ежеминутно и ежесекундно воздействуют на нашу веру. И естественно воздействуют на её уменьшение, а не на укрепление и если не противодействовать этим факторам, то вера обязательно будет слабеть.

Основы вероубеждения мусульманина, конечно же, не меняются, то есть мы всегда верим в единого Аллаха, в Его ангелов, в Его книги, в Его посланников, мы верим в Судный день, мы верим в предопределение добра и зла от Аллаха (так называемые шесть ветвей веры). Но духовная сторона, крепость и сила веры она не может быть стабильной. Она меняется, становясь либо сильной, либо слабой.

Для мусульманина является обязательным, знать, какие факторы воздействуют на его веру и ослабляют её, а какие действия влияют на её усиление. Недостаточно, знать основы веры, потому что это лишь одна её сторона. Вторая её сторона, это духовная, которую нужно постоянно поддерживать.

Некоторые сподвижники пророка Мухаммада (сАс) а именно Абдалла ибн Раууах, Умар ибн Аль-Хаттаб говорили уже после смерти пророка:

«Пойдем, поверим час» или «Давайте обновим нашу веру»

И тогда сподвижники (сахабы) собирались, для поминания Аллаха, размышляли о Судном дне, размышляли о Рае и Аде, то есть делали то, что усиливает и укрепляет веру.

Есть наставление от наших праведных предков, что каждый мусульманин должен обязательно выделять время для обновления своей веры. Как же обновляется, как усиливается и укрепляется вера?

В некоторых из хадисов Пророк, сказал о вкусе веры и в чем он выражается. Также Всевышний Аллах говорит в Коране:

«Знайте, что среди вас находится Посланник Аллаха. Если бы он подчинялся вам во многих делах, то вы непременно попали бы в затруднительное положение. Но Аллах привил вам любовь к вере, и представил её прекрасной вашим сердцам, и сделал ненавистными вам неверие, нечестие и неповиновение. Таковы идущие правым путем»

(сура, аль-Худжурат, аят,7)

Поэтому мы должны, также следить за духовной, частью веры, за полноценностью нашей веры. Ведь в этом аяте Аллах говорит о том, что мусульманин любит веру, а не только понимает его значение и ненавидит неверие.

И как сказал посланник Аллаха (сАс) в одном из своих достоверных хадисов: «Тот, у кого соберутся эти три качества, тот почувствует сладость веры». Первое, о чем сказал посланник Аллаха, это любить Аллаха и Его посланника больше чем все остальное. Здесь можно вспомнить о том, как посланник Аллаха спросил Умара ибн Аль-Хаттаба о том, любит ли он Пророка больше чем самого себя. Он ответил, что себя он любит больше. И только после того как Умар переосмыслил свои слова и усовершенствовал свою веру, ответил, что любит посланника Аллаха больше чем самого себя.

Второе – это любить человека только ради Аллаха. Любить человека за то, что он верующий за то, что он богобоязненный, из-за его праведных дел, из-за его служению религии Аллаха.

И третье, это бояться возвращения к неверию, так же как ты боишься быть брошенным в огонь». То есть боязнь состояния невежества (джахилии)

В другом хадисе, который приводится в сборнике имама Муслима, посланник Аллаха говорит: «Почувствует сладость веры тот, кто будет доволен Аллахом как Господом, Исламом как своей религией, и Мухуммадом, как своим посланником». И здесь говорится об истинном довольстве, которое глубоко в твоем сердце, а не просто о каких-то словах, которые очень легко произносить.

Вспомним и о том, что говорит Пророк, о сладости веры, в другом хадисе, который приводит имам Муслим: «Я удивляюсь положению верующего. Если с ним случается благо, то он всегда восхваляет Аллаха, а когда с ним случается беда, он терпелив, и в обоих случаях его ждет награда от Аллаха».

Ведь это тот уровень и та степень веры, при котором чувствуется её вкус. И каждый из нас должен посмотреть, сколь раз к нам приходило благо, и мы были благодарны Аллаху, и сколько раз нам приходило испытание, и мы при этом проявляли терпение.

Посланник Аллаха (сАс) учит нас различным способам, увеличения, укрепления и обновления свой веры. Один из самых сильных способов, это размышление о Судном дне, размышление об Аде и Рае, представление себя после смерти, пребывание в могиле, то, как и с чем мы предстанем перед Аллахом.