Проблема унитаризма в ДУМ РФ: казус муфтия Фярита Ляпина
Предлагаем Вашему вниманию актуальный материал сайта «Религия сегодня»
Громкой новостью лета 2020 года в жизни российских мусульман стал демонстративный выход Духовного управления мусульман Ивановской области из юрисдикции ДУМ РФ.
Создавая в 2014 году Духовное управление мусульман РФ, председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин преследовал одну, вполне прагматичную цель: создать структуру, где у провинциальных муфтиятов не будет никакой региональной вольницы.
Такое внутреннее устройство весьма сильно контрастировало с Советом муфтиев России, которое тот же Гайнутдин создал в 1996 году по принципу ассоциации равноправных муфтиятов, в которой Равиль хазрат был «первым среди равных». Проект СМР выглядел привлекательно для региональных муфтиятов, которые в первой половине 1990-х годов спешили отколоться от унитарного по своей внутренней структуре Центрального духовного управления мусульман, председатель которого – Талгат Таджуддин – придерживался принципа жесткой вертикали власти.
Однако через 18 лет тот же самый Гайнуддин, который регулярно критиковал и упрекал своего учителя Таджуддина в деспотизме и единовластии, сам создал ДУМ РФ, которое оказалось куда более унитарным, чем ЦДУМ: если главы региональных муфтиятов ЦДУМ могут именовать себя муфтиями, то Гайнутдин в ДУМ РФ потребовал от своих региональных муфтиятов именоваться мухтасибатами, а их глав – мухтасибами, сохраняя звание муфтия только исключительно за собой. К тому же Гайнутдин разослал всем региональным муфтиятам новые типовые уставы, согласно которым теперь он может по своему желанию снимать и назначать председателей и имамов.
Ропот среди региональных муфтиев привел к тому, что один из них – Фярит Ляпин из Ивановской области, предпочел открыто объявить свою самостоятельность и закрепить ее юридически. Это и вылилось в публичный скандал, который сопровождался серией весьма откровенных интервью и взаимных обвинений со стороны Ляпина и его приближенных и окружения Гайнутдина.
Потеря ДУМ Ивановской области, в которое пусть и входило всего 5 общин, лично для Гайнутдина на самом деле крайне ощутима. Ведь последние три десятилетия Гайнутдин стремился именно себя позиционировать в качестве «духовного лидера мусульман России», и поддержке этого образа совсем не способствует бегство региональных муфтиятов и сокращение географии влияния ДУМ РФ.
К тому же Ляпин создал очень опасный для ДУМ РФ прецедент: ведь против централизации власти и потери самостоятельности настроены и другие региональные муфтияты. И в Мордовии, и в Башкортостане, и в Ульяновской, Пензенской и Саратовской областях унитаризму ДУМ РФ совершенно не рады.
Бытовавшее мнение о том, что, дескать, Гайнутдин на фоне эпатажного Таджуддина и молчаливого Бердиева выглядит более яркой фигурой, способной объединить российскую умму, на практике оказалось иллюзией. Его ДУМ РФ куда более унитарная структура, чем ЦДУМ, из которой в свое время ушел сам Гайнутдин.
Кейс с Ляпиным показал всем, что ДУМ РФ превратился во второй ЦДУМ. Получается, что созданное московско-чувашским муфтием Альбиром Кргановым в 2016 году Духовное собрание мусульман России для региональных муфтиятов выглядит куда более привлекательнее: ДСМР по организационной форме больше напоминает СМР образца 1996 года, где все муфтии равны, а Крганов – лишь первый среди равных, и он не вмешивается во внутренние дела региональных ДУМ, не может снять по своей прихоти кого-либо из них со своего поста. Ну а если тебе не мил Крганов, то можно пойти по пути Ляпина: самостоятельность лучше, чем бесправная подчиненность.
Нынешний кризис в ДУМ РФ показал, что о каком-либо организационном единстве российских мусульман вообще можно позабыть. И скорее всего, навсегда.
Полный текст https://reltoday.com/news/problema-unitarizma-v-dum-rf-kazus-muftija-fjarita-ljapina/