loader image
Без категории

Что ждет мусульман России? Путь к гражданскому обществу или возвращение в неототалитаризм?

Предлагаем Вашему вниманию актуальный материал известного журналиста и общественного деятеля   Халиды Хамидуллиной.

Долго наблюдала за возникшей историей накатов и обвинений со стороны так называемого Духовного управления мусульман РФ на татарского общественного и мусульманского деятеля Фарита Ляпина из города Иваново. За решение, вынесенное ДУМ Ивановской области, выйти из состава ДУМ РФ.

Кого со всех административных орудий Духовного управления мусульман РФ расстреливают? Одного из самых выдающихся деятелей татарского народа современности. Фарит Ляпин, человек не взявшийся ниоткуда. Не встал из небытия в одночасье руководителем татарского народа всероссийского масштаба. Корни его учености, образованности, таланта руководителя передались ему от славных предков. Татарских мурз Окско-Сурской земли, часть которой Пензенская область. По линии матери и отца мурзы, купцы второй гильдии. Фарит Ляпин весь в своих предков. Закончил с весьма успешными знаниями Казанский инженерно-строительный институт в 1977 году. К началу перестройки он крупный руководитель строительной организации города Иваново. За плечами не только интеллектуальный багаж предков как наследие, но и приобретённые высокопрофессиональное советское образование, руководительский, организаторский талант.

Фарит Ляпин с началом перестройки отдаёт всего себя нашему татарскому народу, выбирает в деятельности синтез национально-татарского и исламского направлений, не отделяя их друг от друга. Такое не часто встретишь в характерах наших татарских руководителей. По словам Фарита Ляпина, «отец хотя и был парторгом нашего большого села в Пензенской области в тысячу человек, но в нашем доме исламские традиции, чтение намаза соблюдались неукоснительно, за что я благодарен своим родителям. Мы все в роду Ляпиных выросли достойными, образованными гражданами России».

Как много мы видим в России случайных людишек, пробравшихся в чиновники от ислама. Угодливые карьеристы, сбившиеся в земляческие кланы, прикрывающие исламом свое безбедное за счёт мусульман комфортное существование. Настоящее место им по наследственности в дворниках, скотных дворах, в лучшем случае в лицедеях, а вот поди ж ты: в эпоху отсутствия или нехватки по стране хазратов, закончил два года медресе и ты уже хазрат, а если ещё и нахватаешься в современности неизвестно чего в наших российских так называемых «исламских институтах и университетах», прибьешься к «мохнатой лапе», угождая кому-либо из начальства, то ты уже «сопсем балшой человек», что называется из грязи в князи! Издревле наш народ благоговел перед хазратами, имамами . Ибо они в первую очередь являлись подвижниками-просветителями, нередко нищенствуя, потому что цели у них были совершенно иные, нежели у современных кое-кое каких дельцов от ислама: купить несколько квартир, дворцов за границей, отпраздновать на шестьдесят миллионов свое 60-летие. Деньги откуда, Зин? Вестимо, из пожертвований мусульман.

А теперь по порядку, как получится. Прошу читателя набраться терпения, ибо краткостью в сложные времена попыток нагнуть одних мусульман другими мусульманами тут я никак не смогу обойтись.

Исламский мир России — живой организм. Религиозные исламские организации — часть российского гражданского общества. В них есть положительные, созидательные для страны явления, не обходят его стороной какие-то отрицательные стороны, характерные для России в целом. Часть единого не может быть отделена от российского общества, устройства страны. Но в то же время, у каждой конфессии, в каждой стране, наверное, есть свои особенности развития и жизнедеятельности.

В России созданы и работают уже почти 25 лет различные независимые духовные управления мусульман. Вместо одного для мусульман «внутренней России и Сибири» под названием ОМДС/ЦДУМ, существовавшего с царских времен, когда следовало, трудно даже поверить современному человеку, начинать молитвы со здравия царствованию рода Романовых или партии и правительству в советские времена. Как все обстояло в новейшие времена?

Официальный служащий чиновник, подчинённый Талгата Таджутдина, Равиль Гайнутдин раскалывает в 1996 году единую всероссийскую мусульманскую организацию под названием Центральное Духовное управление мусульман, после чего создаются ДУМЕР, ДУМ АЧР, СМР… Стали самостоятельными позже от ЦДУМ структурами ДУМ РТ, ДУМ РБ… Все ДУМы продолжают работать. За исключением уничтоженного Равилем Гайнутдином Совета муфтиев России. Вместе с фактическим уничтожением структуры СМР Равиль Гайнутдин преобразовывает ДУМЕР (Духовное управление мусульман Европейской части России, входившее в СМР) в ДУМ РФ. Замахнувшись в своих действиях быть единственным представителем всех мусульман России. Для этих целей пошли в ход созданный Устав с диктатарскими полномочиями его главы и требование всех региональных ДУМов, ранее входивших в ДУМЕР, изменить свои Уставы, где вся собственность исламских общин, ранее принадлежащие духовным управлениям мусульман в регионах, должна была переоформиться в собственность ДУМ РФ с одним адресом: Москва, Выползов переулок, дом 7, ДУМ РФ. А также духовные управления мусульман, входящие в ДУМ РФ, по новому Уставу не могут по собственной инициативе назначать или отрешать от работы хазратов, первых заместителей, бухгалтеров, только ДУМ РФ позволено решать, кому, где сидеть и когда его песенка будет спета «за утрату доверия Гайнутдина». Ну помните, как Михаила Игнатьева отрешили от должности Главы Республика Чувашия по «утрате доверия»? Ну вот и тут, в ДУМ РФ так хочетца. Не хочу быть столбовою дворянкой, хочу быть царицей морскою.

Исламский мир России, его служители пристально следят, как шаг за шагом от ДУМ РФ, структуры Равиля Гайнутдина, отпадают исламские общины. Бегут от тоталитарных методов его руководства, от Устава, который был скопирован с документов Русской православной церкви Московский патриархат. Структура последнего — унитаристская, тоталитарная церковная организация наподобие военной структуры. Шаг влево, шаг вправо его служителей от генеральной линии «партии и правительства» в лице руководства РПЦ МП — ссылка в дальний нищий приход, заточение в монастырь, отлучение от служения в церкви. По образу и подобию РПЦ МП выстраивают и нашу Россию.

Последняя история — решение Духовного управления мусульман Ивановской области выйти из состава ДУМ РФ по причине несогласия с его Уставом, нежеланием передавать собственность мусульман Ивановской области на баланс в Москву, в ДУМ РФ Равиля Гайнутдина. Согласиться с Уставом ДУМ РФ — не иметь людям чувства собственного достоинства, стать послушным холопом чувств и настроений кучки чиновников во главе с Равилем Гайнутдином.

Равиль Гайнутдин не одинок в желании стать «патриархом ислама». Талгат Таджутдин не сегодня и не вчера встал на путь жизни РПЦ МП. Так что Равиль Гайнутдин лишь повторяет модель структуры, созданной Талгатом Таджутдином, кстати, патрона Равиля Гайнутдина. Именно Талгат Таджутдин некогда продвинул услужливого лицедея в свои секретари, , проваландавшегося два или четыре года в Бухарском невежественном (как откровенно вспоминал годы учёбы, его преподавателей один из его студентов) в те времена медресе.

Как известно первым раскольником в России новейших времен стал именно Равиль Гайнутдин. Не пожелав подчиняться верховному муфтию Талгату Таджутдину. Последний же даже готов был отказаться  в 2015 году ради непонятно какого единства мусульман (разве мусульмане не едины в поклонение одному Аллаху?) от своего главенства в ЦДУМ, предложив создать Единую Централизованную мусульманскую организацию России с главой Камилем Самигуллиным.

Равиль Гайнутдин  отказался от объединения мусульман, если будет главой единой мусульманской организации России председатель ДУМ РТ  Камиль Самигуллин. И правда, зачем, коли ему, Гайнутдину, власть дороже мантры «единства» ? Вернее, Гайнутдин видит это единство с вечной пожизненной главой в собственном лице. Пока не вынесут, видимо, торжественно с его кресла когда-нибудь вперёд ногами.

Чтобы занять роль единоличного верховного муфтия царских времен, Гайнутдин в этих целях не останавливается ни перед какими грязными средствами. Определяет имеющиеся в стране успешно работающие исламские общины, например, в составе ДУМ АЧР, направляет туда своих кандидатов с задачей переманить общину, входящую в Духовное управление мусульман Азиатской части России в ДУМ РФ (возглавляет муфтий, Нафигулла хазрат Аширов, некогда ассоциированный член уничтоженой Гайнутдином  структуры Совет муфтиев России), за это человеку обещают навесить какую-нибудь медаль, выдать в двойном размере зарплату. Именно об этом сделал заявление религиозный служитель Владивостока Радифулла хазрат Бадретдин. https://dum-ivanovo.ru/2020/07/18/%D0%BC%D1%83%D1%84%D1%82%D0%B8%D0%B9-%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D1%84%D1%83%D0%BB%D0%BB%D0%B0-%D1%85%D0%B0%D0%B7%D1%80%D0%B0%D1%82-%D0%B1%D0%B0%D0%B4%D1%80%D0%B5%D1%82%D0%B4%D0%B8%D0%BD-%D1%84/amp/ То есть фактически заявление Бадретдина свидетельствует о направленном разжигании вражды между мусульманами структурой Равиля Гайнутдина. Куда проще заниматься подрывной деятельностью среди уже созданных другими духовными управлениями общин, чем самим открывать новые, строить мечети, работать в единстве общих целей со всеми мусульманскими организациями на благо мусульман.

Известна история с печальным нестроительством Соборной мечети в Екатеринбурге. Некогда созданная исламская община в структуре ДУМ АЧР в этом уральском городе приняла решение о строительстве Соборной мечети. Был заключён Договор между общиной ДУМ АЧР и губернатором области Росселем о выделении в центре города земли и строительстве на площади Согласия Соборной мечети. Шли работы по созданию проекта мечети, начался сбор средств. У Равиля Гайнутдина появилось желание самому построить в столице Урала Соборную мечеть. Едет в Екатеринбург, идёт на приём к Росселю и убеждает его, что если администрация области откажется от Соглашения с исламской общиной ДУМ АЧР в пользу ДУМ РФ (на тот момент название имело ДУМЕР), то финансирование потечёт рекой. Россель идёт Гайнутдину навстречу. На протяжении более двадцати лет Гайнутдин и его представители в уральском городе не занимаются вопросом сбора средств и строительством мечети , а потому мы так и не увидели Соборной мечети Екатеринбурга. Временное здание мечети, перешедшее под власть ДУМ РФ (построила исламская община ДУМ АЧР), власти в 2019 году снесли и на месте запланированного некогда исламского храма решили построить и уже строят Ледовый дворец. Ничто и никто не помешал возвести усилиями властей Росселя, Ройзмана, Кувайшева на площади «Согласия» два храма: иудейскую синагогу и православный собор. Исторические же народы Урала, татары и башкиры, остались без единой мечети в Екатеринбурге.

Наверное, будет кстати сказать, что Гайнутдин-Мухетдин больше никуда своего носа и не суют, пытаясь стравливать мусульман, кроме как в успешные общины ДУМ АЧР. Почему так происходит? Ответ до удивительного прост. ДУМ АЧР создаёт свои общины на равноправных основах, уважая право региональных духовных управлений, общин самим определять свою жизнь на местах, в регионах. В Уставе ДУМ АЧР свободное вхождение и выход из состава. Никто не желает выходить, вот в чем проблема для Равиля Гайнутдина. Роль главного муфтия ДУМ АЧР Аширова Нафигуллы хазрата, уважаемого мусульманским миром России и зарубежья за ученость, его немногочисленного административного аппарата — это помощь в создании и открытии новых общин по инициативам с низов, с регионов, всемерное содействие уже созданным своим общинам, или вошедшим добровольно в состав ДУМ АЧР в их деятельности по различным направлениям. В Уставе нет вертикали власти, как и строгой подчиненности, есть равноправное сотрудничество в одной системе ДУМ. ДУМ АЧР, его региональные муфтияты, представительства, общины сотрудничают со всеми мусульманскими организациями России на долгосрочной дружественной, союзнической основе, главное к чему стремятся все, чтобы ячейки российского общества — мусульманские семьи укреплялись, развивались, приумножались, чтобы общество наше было здоровое во всех отношениях. Здоровая семья — здоровая страна. ДУМ РФ в ЦДУМ Талгата Таджутдина свои носы не суют, туда им путь заказан, так как в Устав Централизованного ДУМ с центром в Уфе раньше Гайнутдина внесли жёсткую вертикаль бесправного подчинения региональных муфтиятов и приходов. Вход полушка, выход рубль или жизнь.

Вообще чудны дела у птенцов гнезда Гайнутдин-Мухетдинова. В чем только они уже не замечены и не осуждены исламским сообществом России! Тут и проповедничество ими идеологии секты коранитов (Рустам Батров, Дамир Мухетдинов, Арслан Садриев), и отрицание ими мусульманских платков для женщин (Мухетдинов), и утверждение, что Курбан байрам — праздник убийства животных (Рустам Батров). Как известно, Рустама Батрова вначале с позором изгнали из мечети города Ярославля, изгнали  решением независимого ДУМ РТ из структуры духовного управления мусульман Татарстана за хуление учения Абу Ханифы, за отрицание Сунны пророка Мухаммада. Уже на вольных хлебах договорился до того, что осудил праздник Курбан байрам, пророка Ибрагима за запрет Всевышнего приносить в жертву кого-либо кроме животных. Батров назвал Курбан байрам — праздником убийства животных. Кстати, Гайнутдин в свое время даже вынужден был, следуя возмущенным голосам мусульман со всей страны, вынести такфир (фетва об отпадении грешника от ислама) своему птенцу Батрову за искажение постулатов ислама.

Когда птенец гнезда Мухетдинова Батров оказался на вольных хлебах, взялся писать все, за что заплатят деньги. Его материалы публикует некогда  раскрученный татарской властью интернет-ресурс business-gazeta.ru, замеченный в антиисламистской направленности. Рустам Батров решил, полагаю, за деньги, вынутые из пожертвований мусульман в ДУМ РФ или из Фонда поддержки исламской культуры, науки (здесь выдвиженец из гнезда  Мухетдинова Ильдар Нуриманов), стать защитником ДУМ РФ Равиля Гайнутдина.

ДУМ РФ, которое взялось унижать и дискредитировать старейшего татарского общественного и мусульманского деятеля Ивановской области Фарита Ляпина. Не альтруизм же вдруг взыграл у пособника террора против мусульман Татарстана Батрова? Если кто подзабыл: думаю, благодаря именно деятельности Батрова на посту заместителя председателя ДУМ РТ не один десяток мусульман Татарстана брошены в пыточные концлагеря современного ФСИН. На сроки, которые удивительным образом не дают ворам миллиардов и миллиардов из бюджета страны.

Батров в своём материале называет Ляпина раскольником «классического» ислама. Ранее в должности в ДУМ РТ любил при навешивании ярлыков делить мусульман на «традиционных» и «нетрадиционных», последних помогая отправлять за решётки. Против Ляпина и в защиту Гайнутдина он теперь применяет словечко «классический» ислам. Многострадальная наша вера. Как только тебя не пытаются склонять враги ислама, его марионетки. И диктаторы от ислама, желающие жить по Уставам РПЦ МП.

Оказывается Ляпин, не согласившись с унитаризмом, заложенным в Устав ДУМ РФ, нарушил нормы» классического» ислама, где по представлениям сынков дворников, скотников и лицедеев, мусульманин должен в рот заглядывать каждому начальнику и правителю. Подчинение — вот ваш удел, мусульмане, любят повторять диктаторы. Помню в 1998 году Тагир хазрат Саматов на учредительном в городе Сургут окружном съезде культурно-национальной автономии татар ХМАО-ЮГРА выступил с трибуны с верноподданической перед начальством округа и города речью: «Мы мусульмане должны во всем подчиняться нашим правителям, хорошие они или плохие, на то они и поставлены нами управлять от Бога». Саматов, полагаю, помнит, какую он получил от меня отповедь. Приходится констатировать что Саматовы, Гайнутдины не могут строить гражданское общество  с человеческим лицом в форме религиозной организации, кроме как вести исламские общины, мусульман, граждан России к тоталитаризму, унитаризму, рабскому, угнетенному положению.

Батров в лживой для чиновников ДУМ РФ манере утверждает в своём материале «Не одними раскольниками жив исламский мир России», полагаясь на неграмотность читателей, что Нафигулла Аширов выступил первым раскольником, отделившись от Гайнутдина и создав ДУМ АЧР. Ну откуда ему неграмотному и невежественному, как и второму птенцу Мухетдинова Беюсову (также изгнан со скандалом из мечети Санкт-Петербурга с должности так называемого «муфтия Санкт-Петербурга» ), сосунку знать, что это Гайнутдин — первый раскольник от Талгата Таджутдина. Чтобы прекратить постыдную для всей страны борьбу Гайнутдина с Таджутдином, я стала автором предложения Гайнутдину проекта со структурой и названием Совет муфтиев России. Но для этого требовалось наличие независимых Духовных управлений мусульман. Гайнутдин быстренько создает независимое от Талгата Таджутдина Духовное управление мусульман Европейской части России. Нафигулла Аширов самостоятельно приобретает офисное помещение в Москве и создаёт в целях учреждения Совета муфтиев России Духовное управление уже Азиатской части России. С этих двух организаций и было положено начало деятельности Совету муфтиев России, после чего присоединились к СМР другие, ставшие независимыми от ЦДУМ духовные управления мусульман России.

Так как Гайнутдин уже сидел в здании Соборной мечети в Выползовом переулке, строение 7, назначенный туда служить Верховным муфтием всея Руси, то определённые исламские силы в Москве, в его Соборной мечети, пришли к соглашению, что локомотивом по созданию ДУМЕР и СМР станет Равиль Гайнутдин.

Рустам Батров, осуждая Фарита Ляпина, как положительный пример приводит семью Мустафиных из Вологды. Мол семья Мустафиных на свои собственные средства построила мечеть в Вологде. После чего передали здание мечети в собственность и на баланс Москвы, в ДУМ РФ. Из речи Батрова: «Мустафины целиком и полностью вверили судьбу общины своему духовному лидеру Равилю Гайнутдину. Их никто не просил передавать многомиллионное по стоимости здание на баланс вышестоящей организации. Это был исключительно их собственный порыв. Порыв истинно верующих людей, которые пришли в ислам, чтобы служить ему и отдавать, а не брать и не ставить веру на службу себе». По некоторым сообщениям из Вологды, мечеть на сегодня по большей части недействующая. Мусульмане, приходя к дому Аллаха, видят на дверях висячий замок. Вот такие общины и мечети нужны Гайнутдин-Мухетдин для численности.

У меня к Рустаму Батрову следующее предложение. Передать квартиру, полученную им безвозмездно от правительства Татарстана по ходатайству ДУМ РТ, в собственность и на баланс ДУМ РТ. «В собственном порыве верующего человека, который пришёл в ислам служить ему и отдавать, а не брать и не ставить веру на службу себе» . Тем более не оправдавшего доверия Духовного управления мусульман Республики Татарстан. Так за что же квартиры раздавать жировавшим на бесплатных харчах проходимцам Батровым? Я бы посоветовала властям Татарстана в будущем, если и передавать квартиры, то только на баланс ДУМ РТ. А уже последние могли бы поселять в них своих служителей, как в ведомственных квартирах. А то послужил разрушителем, прибрал в собственность квартиру и живи вольготно, работая против ислама. Справедливо? На мой взгляд, нет.

И ещё один момент. Я уже обвиняла Равиля Гайнутдина не единожды в том, что ему лгать, как дышать. На официальном сайте ДУМ РФ опубликовано заявление Совета улемов с осуждением действий муфтия ДУМ Ивановской области и его руководителя Ляпина Фарита. По моим источникам, около пяти или шести членов этого Совета ознакомились с текстом осуждения лишь зайдя на сайт ДУМ РФ. Прикрываясь названиями «Совет улемов», «Совета старейшин», чиновники Равиля Гайнутдина ни в грош не ставят мусульман, своих же коллег в регионах, типа «кто они такие, что мы напишем тут в Москве, так и будет, а советоваться со всеми членами Совета — много чести для них». http://dumrf.ru/upravlenie/documents/17384

Из Равиля Гайнутдина, как крыша их сытного, безбедного существования, Мухетдиновы-Гизатуллины лепят для российских мусульман святого исламского кумира. Перемежая ложь, подтасовку, с ног на голову переиначивая факты. Наблюдаю за действиями чиновников от ислама ДУМ РФ и думаю, если не остановить зарвавшихся, окопавшихся в гнезде под названием ДУМ РФ, то они от публичных обвинений Ляпина, Аширова в провокациях, завистничестве, от шантажа и угроз: «Мы знаем, где вы работаете, провокаторы и завистники, знаем ваши должности, адреса», — могут перейти, не исключаю, и к физическим расправам. В ходе борьбы Гайнутдина против Таджутдина, как рассказывал мне прихожанин Соборной мечети в Выползовом переулке (из его слов, был в охране Таджутдина), неизвестные молодчики похищали прямо с перрона московского вокзала Талгата Таджутдина, после исчезновения на несколько дней и появления на публике на теле верховного муфтия наблюдались следы побоев и накачивания наркотиками. https://www.facebook.com/1415007698801181/posts/2385215485113726/?sfnsn=scwspwa&extid=cISblg7j7vZA1ism

Может быть именно после таких событий и появились странности в действиях Талгата Таджутдина? Я неоднократно от разных случайных лиц в Москве, но занимающихся вопросами ислама в России, слышала выражение «Гайнутдиновское ОПГ» и даже о конкретном лице, причастном, якобы, к этому ОПГ. Не знаю, не берусь утверждать, насколько правдиво такое выражение. Но мне представляется возможным все, когда, например, председатель исламской общины «Мекка» Санкт-Петербурга татарин Ринат Валиев за мою критику мусульман , обещал физически разобраться со мной, объявив об этом публично через Форум интернет-ресурс Исламньюс, пытался неоднократно дозвониться, чтобы назначить для этого мне встречу. После безуспешных попыток перешёл к написанию доноса в Генеральную прокуратуру с обвинением меня в нелюбви к семитам, знал шельма, что антиисламизмом силовиков не пробьешь. Как в страшном сне поверишь ФСБ в его утверждениях, что «к убийству попа Сысоева причастен радикальный мусульманин».

Перед мусульманами России стоит вопрос. Какой путь мы изберем: направление к строительству гражданского общества, в частности, исламском сообществе России, или же, как того желает кучка чиновников ДУМ РФ с его главой Равилем Гайнутдином, к унитаризму и неототалитаризму? Если первый, мы станем кирпичиками строительства гражданского сообщества России. От ответа на этот вопрос, мы будем знать, в какой стране придётся жить нашим детям и внукам.

И напоследок несколько штрихов к портрету Фарита Ляпина, которые даёт исламский служитель Абдурауф Забиров. О каком влиянии Равиля Гайнутдина, так называемого» духовного лидера»на общественную и религиозную деятельность Фарита Ляпина можно вообще говорить? Ко времени перестройки Гайнутдин только только ещё отращивал свои усы и чай подносил Таджутдину, Ляпин уже был главным инженером крупной строительной организации в городе Иваново, а в начале 90-х создавал татарско-исламскую воскресную школу.

P.S. И напоследок несколько штрихов к портрету Фарита Ляпина, которые даёт исламский служитель Абдурауф Забиров https://m.facebook.com/story.php?story_fbid=10219325980153471&id=1029582774 Абдуррауф хазрат Забиров, имам-хатыб казанской мечети «Миргазиян», член Совета улемов ДУМРТ.

Ляпин Фарит Усманович:
— председатель Духовного управления мусульман Ивановской области;
— председатель Региональной общественной организации Национально-культурная автономия татар Ивановкой области;
— член Общественной палаты Ивановской области;
— член Совета Федеральной культурной автономии татар;
Входит в три совета при Губернаторе Ивановской области:
— совет по профилактики правонарушения на территории Ивановской области;
— совет по экстремизму и терроризму на территории Ивановской области;
— совет по незаконному обороту наркотиков на территории Ивановской области.
Родился 8 июля 1947 года в селе Октябрьское Неверкинского района Пензенской области. После окончания средней школы служил на Северном флоте. В 1977 году окончил Казанский инженерно — строительный институт, факультет промышленного и гражданского строительства. Был направлен в г. Иваново в «ГлавИвановоСтрой». Прошел путь от мастера до главного инженера и руководителя крупной строительной организации.

В 1993 году по инициативе Ф. Ляпина и при поддержке татарской общественности области было создано Ивановское областное татарское общество «Восток-Шарек». В 1994 году по просьбе Фярита Усмановича и при поддержке ивановской городской и областной администраций был открыт воскресный класс по изучению татарского языка и литературы, на базе которого позднее стала работать государственная татарская воскресная школа. В ней преподают языки: татарский,арабский, национальную историю и литературу, основы ислама. Летом 1993 года в Иваново впервые был организован национальный праздник «Сабантуй», ставший ежегодным праздником для многих жителей города и области. Автономия татар принимает активное участие в фестивалях национальных культур народов России.

Мусульманская община получила землю под строительство мусульманского культурного центра. В мае 1997 года был заложен первый камень, а в сентябре 2003 года состоялось открытие первой очереди культурного центра – Соборной Мечети.

При инициативе Ф. Ляпина ежегодно проводятся профильные детские лагеря. В некоторых городах области созданы и работают региональные татарские (Кинешма, Тейково, Фурманов, Вичуга) и мусульманские (Шуя, Кинешма, Тейково, Фурманов, Вичуга) общины, принимающие активное участие в жизни своего района и области.
Награды:
1. Медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.
2. Медаль « В память 1000 – летия Казани»
3. Два ордена почета Аль-Фахр (за заслуги) Совета Муфтия России.
4. Медаль за заслуги Совета Муфтия России.
5. Медаль за большой вклад в сохранение самобытности и единства народов Российской Федерации.
6. Медаль за активную гражданскую позицию и патриотизм.
7. Лауреат премии Всемирного конгресса татар.
8. Медаль за большие заслуги перед татарским народом
9. Памятная медаль «В память о 110 – летии со дня рождения Мусы Джалиля».
10. Нагрудный знак «Управление Федеральной службы России по контролю за оборотом наркотиков по Ивановской области»
11. Присвоено почетное звание «Заслуженный работник культуры Республики Татарстан»
12. Лауреат премии Губернатора Ивановской области «За особый вклад в развитие и укрепление межнациональных отношений»
13. Лауреат премии «Триумф» за личный вклад в развитие культуры г. Иваново.

И этого заслуженного, 73-х летнего человека, при молчаливом согласии людей, почему-то смеющих называть себя «религиозными деятелями»?!, пытаются втоптать в грязь!

Контекст.
Фарит Ляпин: «Наше решение покинуть ДУМ РФ обросло домыслами и слухами». https://islamnews.ru/news-fyarit-lyapin-nashe-reshenie-pokinut-dumrf-obroslo-domyslami-i-slukhami
За что ДУМ РФ предаст «духовному суду» муфтия Ивановской области? https://golosislama.com/news.php?id=38882
Москва любит деньги https://islamnews.ru/news-moskva-lyubit-dengi-muftiy-ivanovo-video
Гайнутдиновский патриархат или паханат? https://halidahamid.livejournal.com/211408.html
Как прийти к татарскому маразму? https://halidahamid.livejournal.com/243350.html