Аширов: «Я бы постеснялся обвинять муфтия РТ в том, что он плохо знает религию» Председатель ДУМ Азиатской части России
Нафигулла Аширов прокомментировал письмо Равиля Гайнутдина Президенту Татарстана.
Автор: Екатерина Аблаева
(Казань, 9 апреля, «Татар-информ»). Известный исламский деятель, глава ДУМ Азиатской части России Нафигулла Аширов прокомментировал ИА «Татар-информ» содержание письма председателя Духовного управления мусульман Равиля Гайнутдина, направленного Президенту Татарстана.
В письме, о котором стало известно накануне, содержатся обвинения в ошибочном толковании Корана в тафсире, изданном под руководством председателя ДУМ РТ Камиля Самигуллина, а также в том, что он является проводником интересов зарубежных исламских сект.
«Такой формат общения недопустим не только между верующими, о которых говорится, что они братья, но и вообще между людьми, обладающими хоть какой-то долей культуры общения. Очень показательно, что это скандальное и бестактное обращение муфтия Равиля Гайнутдина появилось за несколько дней до отчетно-выборного съезда ДУМ РТ и переизбрания муфтия на новый срок.
По моему мнению, это объясняется очень просто, — заявил Аширов. — Известно, что у отдельных духовных управлений мусульман, коих в России около восьми десятков, существует какая-то ревность, заявка на некую свою исключительность, на верховенство, хотя в федеральном законе „О свободе совести и религиозных объединениях“ нет никакого предпочтения одних над другими. А факт регистрации того или иного духовного управления при Минюсте свидетельствует всего лишь о том, что оно официально включено в государственный реестр и учтено, и это не значит, что какое-то духовное управление выше по статусу, чем другое.
Исходя из этого, организации, именуя свои обычные межрегиональные объединения „общероссийскими“, с претензией на какую-то эксклюзивность, очень болезненно воспринимают успехи организаций, действующих самостоятельно. Эта болезненная ревность иногда выплескивается в виде несдержанных заявлений и претензий, не имеющих под собой никаких реальных оснований, кроме, разве что, неудовлетворенных мелких обид.
Что касается упоминаемого в обращении перевода Корана на татарский язык, то Камиль хазрат грамотно, обоснованно, опираясь на авторитетные источники известных ученых прошлого, дал исчерпывающее разъяснение относительно этого спорного короткого абзаца. Он пояснил, что, по сути, в нем не говорится о мольбе к обитателям могил, ибо это расценивается как придание Аллаху сотоварищей, так как они сами нуждаются в милости Аллаха. Я полагаю, что многими его критиками, как прошлыми, так и настоящими, эти разъяснения так и не были поняты в силу ограниченности их знаний в науке тафсира, о которых они пафосно говорят.
Разъяснение Камиля хазрата по большей части удовлетворило многих критиков и, казалось бы, должно было исключить претензии, которые излились в обращении к Президенту Татарстана, послужив благоприятной пищей для составления упомянутой „челобитной“ в его адрес. При этом надо учесть, что Камиль хазрат Самигуллин — один из высокообразованных татарских религиозных деятелей, который, в отличие от его злопыхателей, в совершенстве владеет литературным арабским языком, глубоко изучал ханафитский фикх, проштудировал очень много книг, издает большое количество религиозной литературы.Естественно, в отличие от многих муфтиев, претендующих на верховенство, которые в своей религиозной проповеди пользуются в лучшем случае переводом смыслов Корана Эльмира Кулиева, он прочитал в оригинале не один сборник тафсиров. Честно говоря, я бы постеснялся обвинять его в том, что он плохо знает религию, особенно со стороны тех, кто вообще не обучался в исламских вузах, ограничившись обучением в местных медресе для имам-хатыбов. Хотя сам я учился в исламском вузе в Алжире, а до этого получил полное семилетнее образование в Бухарском духовном медресе „Мир-Араб“, но я считаю, что Камиль хазрат Самигуллин, по крайней мере, среди татарских мусульманских деятелей имеет, наверное, наиболее высокое образование. Он является хафизом Корана — знает наизусть весь Досточтимый Коран, более того, знает его в нескольких традициях чтения. Среди российских муфтиев таких знатоков, наверное, нет.
Может быть, я кого-то обижу, но скажу, что Камиль хазрат обладает такими знаниями, что, собрав многих наших татарских муфтиев, которые, возможно, за всю свою жизнь не прочитали осмысленно ни одного тафсира, он еще лет пять может обучать их религиозным наукам. Думаю, если быть честными перед самими собой, многие из нас осознают, что это не преувеличение».