loader image
Без категории

Братство в исламе

Поистине, одним из наиболее важных качеств искреннего мусульманина является то, что он испытывает по отношению к своим братьям и друзьям чувство любви, не связанной ни с какими корыстными материальными интересами, не преследующей никаких целей взаимной помощи в будущем. Это искренняя, братская любовь, соединяющая мусульманина с его братом, не зависит от его национальности, цвета кожи и языка, является связью веры, так как Аллах Всевышний сказал:

Воистину, верующие — братья. Посему примиряйте братьев и бойтесь Аллаха, — быть может, вы будете помилованы.

(Сура, аль-Худжурат, аят,10)

Братство по вере надежнее, чем другие приятельские отношения, потому что братство по вере связывает души и сердца людей.

Согласию и братству в исламе, воздается множество похвал, особенно если людей связывает друг с другом благочестие, религия и любовь к Аллаху. Аллах указывая на великое благо, оказанное нам верующим говорит:

Он сплотил ваши сердца, и по Его милости вы стали братьями. (Сура, Аля Имран, аят, 103).

Здесь имеется ввиду, что это братство стало возможным благодаря Аллаху. Для того, чтобы удержать людей от разрозненности Аллах порицает её, говоря:

Крепко держитесь за вервь Аллаха все вместе и не разделяйтесь. (Сура, Аля Имран, аят. 103)

А одним из качеств благодаря которому мы можем достичь братства является благой нрав. Посланник Аллаха (сАс). сказал: «Поистине, больше всех из вас Аллах любит наиболее благонравных и проявляющих смирение, которые любят сами (т.е. братьев) и пользуются любовью других, а самыми ненавистными из вас для Аллаха являются те, которые распространяют сплетни, разлучая друг с другом братьев (по вере)» (Ат-Тирмизи)

От Ибн ‘Умара сообщается, что Посланник Аллаха, (сАс), сказал: «Самые любимые люди для Аллаха — это самые полезные из них, а самое любимое деяние перед Аллахом Всемогущим и Великим — эта радость, которую ты приносишь мусульманину или помогаешь ему в беде или выплачиваешь за него долг или утоляешь его голод. И поистине, прийти на помощь своему брату мусульманину в том, в чём он нуждается любимее для меня, чем совершить иттикаф в мечети в течение месяца. А тот, кто сдержит гнев в отношении брата своего (в Исламе), тому Аллах прикроет его наготу (т. е. скроет его недостатки и грехи), и тому, кто сдержит свой гнев в то время, когда он хотел излить его, Аллах наполнит его сердце довольством в Судный день. И того, кто вышел помогать своему брату мусульманину в его нужде пока он не поможет ему, тому Аллах укрепит его стопы в тот день, когда стопы будут дрожать. И поистине, дурной нрав портит деяния так же, как уксус портит мёд». Ибн Абу д-Дунья, ат-Табарани. Хадис хороший. См. “Сахих аль-Джами” 176.

Как мы видим из этого хадиса, братство является очень важным и поощряемым качеством. Положение любящих друг друга ради Аллаха велико, и Господь миров окажет им высокую честь в тот день когда люди предстанут перед Ним униженными.

Когда в день воскресения люди будут собраны, именно на них Он обратит Свое внимание и скажет: «Где любившие друг друга ради величия Моего? Сегодня, в тот День, когда (иной) тени, кроме тени Моей не будет, Я укрою их в Своей тени!» (Муслим) (хадис аль-кудсий).

Истинный мусульманин, уяснивший установления своей религии, знает, что ислам, призвавший к любви, поддержанию связей и сочувствию, запрещает людям ненавидеть, порывать связи и прекращать общаться друг с другом. Вступившие в конфликт между собой мусульмане в соответствии с установлениями ислама, обязаны как можно скорее, быстрее делать шаги к примирению, о чем посланник Аллаха (сАс). говорит так: «Не дозволено мусульманину, прерывать отношения со своим братом (в Исламе) более чем на три дня! И тот, кто прервал отношения со своим братом свыше трёх дней и умер, войдёт в Огонь!» Абу Дауд 4914, Ахмад 2/392.

И чем дольше будет срок прекращения отношений и расставания, тем больше будет тяжесть греха и тем более серьезными будут последствия.

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, (сАс), сказал: «Не завидуйте друг другу, не взвинчивайте цену, откажитесь от взаимной ненависти, не поворачивайтесь спиной друг к другу, не перебивайте торговли друг другу и будьте братьями, о рабы Аллаха, ведь мусульманин мусульманину брат, и поэтому не должен никто из мусульман ни притеснять другого, ни относиться к нему с презрением, ни оставлять его без помощи, а богобоязненность скрыта здесь!», — и посланник Аллаха,(сАс), трижды указал рукой себе на грудь, после чего сказал: «Достаточно будет вреда тому человеку, который презирает своего брата в Исламе, и для каждого мусульманина должны быть неприкосновенными жизнь, имущество и честь другого мусульманина!» (Муслим 2564)

Поистине, мусульманин, вдумывающийся в суть этих наставлений Пророка (сАс) может таить в себе злобу лишь в том случае, если сердце его поражено болезнью, сам он отличается чёрствостью, грубостью, бездушностью и ему изначально присущи какие-то изъяны. Эти наставления и угрозы обращены в адрес черствых и грубых людей, которые отклоняются от нравственных принципов ислама и отгораживаются от приветливости и снисходительности религии, упорно отказываясь от восстановления отношений. И таких людей в мире вечном ждет нечто ужасное, они будут лишены милости и прощения Аллаха и двери Рая для них окажутся закрытыми.

Пророк, (сАс), сказал: «Врата Рая открываются по понедельникам и четвергам, и прощаются грехи каждому рабу, ничему не поклоняющемуся наряду с Аллахом, за исключением такого человека, которого ненависть разделила с его братом. И тогда будет сказано: «Подождите с этими двумя, пока они не примерятся друг с другом, подождите с этими двумя, пока они не примерятся друг с другом, подождите с этими двумя, пока они не примерятся друг с другом!» (Муслим 2565)

Взаимная ненависть приводит к тому, что дела людей становятся тщетными, лишает их награды и уничтожает благие деяния.  Для мусульманина, порвавшего отношения со своим братом, примирение будет лучше подаяния (садака) и поста, ведь если подобная отчужденность и взаимная ненависть сохранятся, это приведет к уничтожению того благого, что он обрел благодаря совершению поклонения.

Для того чтобы соответствовать братству в религии, мусульманин должен стремиться к закреплению определенных черт характера, которые похвальны Аллахом.

Мусульманин встречает своих братьев с радостным лицом. Объясняется это тем, что приветливое и ясное лицо является зеркалом чистого сердца.

Он склонен к доброте и верности. Согласно установлениям шариата, любовь, искренность, доброта и верность обязательно должны находит свое проявление в оказании человеком помощи своему брату в любых обстоятельствах. При этом ему следует оказывать помощь и в тех случаях, когда он прав, становясь на его сторону, поддерживая и защищая его. В случаи же когда он не прав помощь должна выражаться в том, чтобы дать ему добрый совет и удержать его от ложного и совершения несправедливости.
Истинный мусульманин мягок в общении со своими братьями, добр к ним и любит их также, как они любят его или больше их.

        Истинный и искренний мусульманин воздерживается от того, чтобы порочить своих братьев и друзей, не злословит о них.

О те, которые уверовали! Избегайте многих предположений, ибо некоторые предположения являются грехом. Не следите друг за другом и не злословьте за спиной друг друга. Разве понравится кому-либо из вас есть мясо своего покойного брата, если вы чувствуете к этому отвращение? Бойтесь Аллаха! Воистину, Аллах — Принимающий покаяния, Милосердный. (Сура, аль-Худжурат, аят, 12)

Необходимо избегает споров с ними, воздерживаться от обидных шуток и не нарушает своих обещаний. Одним из присущих мусульманину свойств является то, что он не досаждает, не тревожит, не пристает к своим братьям и друзьям бесполезными спорами, не надоедает им обидными шутками и не нарушает данных их обещаний, руководствуясь в этом наставлениям Посланника (сАс), который сказал: «Не спорь с братом своим, не вышучивай его т.е. не обижай обидной шуткой, и не нарушай данного ему обещания» (Аль-Бухари)

        Отдавать предпочтение своим братьям перед самим собой.

Пророк (сАс) сказал: «Не уверует никто из вас до тех пор, пока не будет желать брату своему того же, чего желает самому себе». (Аль-Бухари и Муслим)

Просить Аллаха с мольбами за своих братьев.