Павел Николаевич Травкин – новая книга «Татары в Ивановском крае: мосты далёкого прошлого»
Кандидат исторических наук, археолог, этнограф, директор Музея Культурного центра Ивановской Соборной мечети Павел Николаевич Травкин завершил работу над новой книгой «Татары в Ивановском крае: мосты далёкого прошлого». О том, чему посвящен этот примечательный труд, автор написал так:
«Книга посвящена вкладу татар и их предков в историю и культуру небольшого региона Центральной России – Ивановской области. Автор предлагает читателю заглянуть в толщу веков и проследить становление и развитие связей двух больших народов многонационального российского государства, что называется, на микроуровне. Увидеть, как эти связи отражались на жизни отдельных поселений и даже отдельных семей. Отметить, что нового в жизнь региона вносили гости-купцы и, разумеется, многочисленные переселенцы из Волжской Булгарии, Золотой Орды и Казанского ханства.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава I. ЛЕС И СТЕПЬ: СТАНОВЛЕНИЕ КУЛЬТУРНЫХ СВЯЗЕЙ.
Глава II. СВЯЗИ РЕГИОНА С ВОЛЖСКОЙ БОЛГАРИЕЙ.
Глава III. ОРДА И ВЕРХНЕВОЛЖЬЕ. «ИВАНОВСКИЕ» ТАТАРЫ.
Глава IV. ИСЛАМ И КУЛЬТУРА ИВАНОВСКОГО КРАЯ.
Предлагаем вашему вниманию отрывок из заключительной части издания:
Ограничив своё исследование древними (до начала петровских преобразований) временами, мы проследили начало и апогей булгаро-татарского влияния на жизнь и культуру относительно небольшого региона России. Мало того, что земли Ивановского края невелики территориально – они представляют классическую старорусскую провинцию. А значит, тем более не может не впечатлить интенсивностью контактов местного населения с порой весьма отдалёнными восточными землями на протяжении десятков столетий.
Международные контакты начались ещё в каменном веке и отмечены первыми поступлениями полудрагоценного камня, серпентина, с Уральских гор. Продолжились они с гораздо большей интенсивностью в эпоху бронзы, когда в регион с востока пришло скотоводство и стал поступать цветной металл. Медные сплавы позволили изготавливать орудия труда и оружие совершенно нового качества и новых видов, подняли уровень хозяйственных работ, значительно разнообразили украшения костюма и вотивные предметы.
Поступление цветного металла, обмен его на пушнину и лён стали стержнем дальнейших отношений народов степи и леса в раннем железном веке и раннем средневековье, что приводило к учащению личных контактов и, наконец, к появлению всадников-тюрков в финских сообществах Верхнего Поволжья. Конные пастухи-воины оставили свой след в погребальном ритуале Кочкинского и Хотимльского могильников, в быту и обрядности Алабужского (Пеньковского) городища. Река Волга, с двух сторон опоясывающая наш регион, постепенно становилась международной торговой магистралью, а с появлением на её берегах новых государств, Владимиро-Суздальской Руси и Булгарии, окончательно оформилась в Великий Волжский путь, соединявший исламский мир с Западной Европой.
Монгольское нашествие коренным образом изменило средневековую картину мира, завершило существование самостоятельного булгарского государства, но сформировало, при решительном влиянии булгарской культуры, новую, татарскую этнополитическую общность. С первых десятилетий существования Золотой Орды начался и приобретал всё большие масштабы приток булгаро-татарских переселенцев в Верхнее Поволжье. На территории Ивановского края он стал наиболее отчётлив в 1 пол. XIV в., когда северная половина нашего региона перешла к растущему Московскому княжеству. Видную роль в укреплении оборонной мощи сыграли потомки легендарного мурзы Чета, владельцы обширных земель на протяжении северного отрезка Волги. Вместе со своими боевыми слугами они сыграли немаловажную роль в Куликовской битве. Стараниями ставшего первым боярином Московского государства Фёдора Сабура в 1410 г. была построена по последнему слову военной техники новая крепость в Плёсе.
Представители десятков знатных булгарских и татарских родов получили земельные наделы в Ивановском крае за переход на службу в Московскую Русь. Сабуровы, Вельяминовы, Беклемишевы, Абдул-Латиф и Кайбула, Бутурлины, Бастановы, Ногаевы, Карамышевы, Каблуковы, Алалыкины, Куломзины, Бибиковы, Обалдуевы и другие оставили след в истории нашего региона и всей России как полководцы, политики, администраторы, дипломаты. Ещё больше выходцев из исламского Востока, крестьяне и горожане, торговцы, пахари, ремесленники и мелкие управленцы, не оставили нам своих имён в письменных источниках средневековья. Мало сведений сохранилось и о жизни одного из лучших живописцев финала средневековой эпохи, иконописце с тюркской фамилией Уланов. Известно только, что Корнилий Уланов родился и скончался в «костромских» землях, приняв постриг в Кривоезерской пустыни близ Юрьевца.
Среди видных деятелей последующих времён, начиная с эпохи петровских преобразований и до сего дня, мы найдём немало знаменитостей, чьи родовые корни отмечены в сборнике «500 русских фамилий булгаро-татарского происхождения», составленном татарским историком А.Х. Халиковым С землями небольшой Ивановской области связаны имена знаменитых военачальников А.В. Суворова и А.И. Бибикова. Здесь творили известные композиторы С. Рахманинов и С. Танеев. Род знаменитого историка В.Н. Татищева владел приволжскими землями в Вичугском районе (одна из гряд плёсской средневековой таможенной системы носит название «Татищева»), а на противоположном берегу в своём имении работал крупный специалист-агроном А.Н. Куломзин. От палехского мастера резьбы по дереву Муратова до доктора исторических наук В.С. Меметова – наши современники так же достойно представляют многонациональное население Ивановской области…