Фярит Ляпин: Наше решение покинуть ДУМРФ обросло домыслами и слухами
Предлагаем Вашему вниманию интервью председателя ДУМ Ивановской области и Национально-культурной автономии татар Ивановской области муфтия Фярита хаджи Ляпина информационному агентству IslamNews.
Председатель Духовного управления мусульман Ивановской области – об уставе преткновения, свободе совести и пользе модели равноправных муфтиятов по примеру КЦМСК и раннего СМР Вопрос взаимоотношений двух религиозных организаций – Духовного управления мусульман Ивановской области (ДУМ ИО) и Духовного управления мусульман Российской Федерации (ДУМРФ) широко обсуждается в мусульманской среде. ДУМ ИО в силу ряда объективных причин прекратило отношения с ДУМ РФ, которое ведущая ивановского телевидения в интервью со мной назвала «федеральным муфтиятом». Хотя говорить о наличии некоего «федерального муфтията» абсолютно некорректно – в реальности есть целый ряд крупных межрегиональных, республиканских и областных духовных управлений, осуществляющих деятельность в соответствии со своими внутренними положениями и уставами, зарегистрированными в органах юстиции РФ, перечислять которые здесь нет необходимости. При этом важно отметить, что все духовные управления – региональные или межрегиональные – выстраивают взаимоотношения друг с другом, исходя из интересов мусульман в том или ином регионе. Делается это на принципах добровольности, партнерства, взаимоуважения и сотрудничества, гарантируемых федеральным законом «О свободе совести и религиозных объединениях». К сожалению, наше добровольное – подчеркну, и правовое – решение о прекращении взаимоотношений с ДУМРФ обросло слухами и домыслами, которые, зачастую целенаправленно распространяются представителями вышеуказанного муфтията. Последний пример тому – высказывания Равиля Сайфетдинова, заместителя муфтия Равиля Гайнутдина, в интервью информационному агентству IslamNews. В действительности к такому шагу нас побудили настойчивые требования изменить устав нашей организации в их интересах. Обсудив этот вопрос с нашим активом, мы пришли к выводу, что в случае их принятия мы лишаем мусульман и наши местные религиозные организации права свободного выбора духовных наставников, распоряжения всем тем, что было создано с нуля многолетним трудом мусульман области. Большое удивление у совета нашей организации вызвали озвученные Сайфетдиновым большие суммы денег, якобы, полученные нами от ДУМРФ, как и отмеченная особая роль его руководства в процессе строительства областного исламского центра. Мягко говоря, все эти сведения, не имеют под собой реальной основы. Подобные попытки преувеличить свою роль и значимость и приуменьшить нашу работу, я оставлю на их совести. Хотя при необходимости могу показать, что изложенная в интервью информация о крупных финансовых взаимоотношениях является фейковой. В строительстве областного духовного комплекса, при котором много лет действует Соборная мечеть, медресе по заучиванию Корана, участвовали разные структуры, в том числе и Татарстан. Их бескорыстная помощь не идет ни в какое сравнение со скромным вкладом ДУМРФ, которым они сегодня нас попрекают. Аргументированный отказ ивановской общины вносить изменения в устав вылился в комическое желание подвергнуть меня «духовному суду», заимствованному, надо полагать, из церковной практики. Что это за «суд» и каким образом он может быть приведен в исполнение, видимо, так и останется загадкой. Повторюсь еще раз: Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях» дает любой организации право в соответствии с уставом определять свой статус, органы управления, а также решать, с кем и на каких условиях сотрудничать. Воспользовавшись этим правом, мы прекратили официальные отношения с ДУМРФ. В интервью Сайфетдинов утверждает, что на съезде ДУМЕР, где его переименовали в ДУМРФ, было принято решение о приведении всех уставов в соответствие с требованиями устава новой организации. Мне известно, что предварительного обсуждения предлагаемых изменений в уставы не было. В итоге мы и ряд других муфтиятов из состава ДУМЕР не согласились с новыми пунктами предложенного устава, которые фактически лишали организации внутренней самостоятельности. Тут можно провести аналогию с организациями-членами Совета муфтиев России (СМР), которые также отвергли предложенные изменения уставов, предусматривающие юридическое и фактическое подчинение самостоятельных организаций главе СМР. Это мне достоверно известно, из бесед с муфтиями Башкортостана и Пензенской области. По имеющейся у меня информации, аналогичная ситуация сложилась и с ДУМ Саратовской области. Напрашивается естественный вопрос: если они были заранее обсуждены в рамках ДУМРФ или СМР, а тем более одобрены, почему же они не были приняты муфтиями? Из этого следует, что утверждение руководства ДУМРФ и СМР о согласованности с муфтиями предлагаемых уставов не является достоверным. Другого объяснения этому я найти не могу. Я глубоко убежден, что религиозные деятели на местах – на Кавказе, в Поволжье, на Урале или в других регионах РФ, – курирующие тысячи мечетей, знакомые не понаслышке с условиями и спецификой своих регионов, эффективно ведут работу с верующими. Как самостоятельные субъекты они сами решают, на каких принципах сотрудничать с другими организациями во имя общего блага верующих, как например, выстроено соработничество организаций в рамках Координационного центра мусульман Северного Кавказа. Такие объединения реально соответствуют принципам мусульманского братства и солидарности. И это, на мой взгляд, самая правильная и эффективная конструкция, как с точки зрения исламских принципов плюрализма и совещательности, так и простых человеческих отношений – особенно между братьями по вере. Касательно наших планов на ближайшее время, мы планируем завершить строительство исламского комплекса Иваново, который останется нашим потомкам как центр духовного просвещения, утверждения традиционных ценностей и укрепления основ российского государства.
Автор: Фярит Ляпин
Полная версия на сайте ИА IslamNews:https://islamnews.ru/news-fyarit-lyapin-nashe-reshenie-pokinut-dumrf-obroslo-domyslami-i-slukhami