Наставление о добром мнении и вреде злословия
Доброе мнение – это предположение наилучшего о другом мусульманине. Думать наилучшим образом о своем брате по вере, воспринимать его открытым сердцем, искренне, доброжелательно – прямая обязанность каждого мусульманина. Также доброе мнение означает думать о ком-то хорошо благопристойно, в положительную сторону расценивать вопросы, стараться видеть положительные качества в намерениях и делах.
Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Избегайте многих предположений, ибо некоторые предположения являются грехом. Не следите друг за другом и не злословьте за спиной друг друга. Разве понравится кому-либо из вас есть мясо своего покойного брата, если вы чувствуете к этому отвращение? Бойтесь Аллаха! Воистину, Аллах — Принимающий покаяния, Милосердный».(Коран: 49:12)
Могущественный и Великий Аллах запретил мусульманам плохо думать о своих верующих братьях, поскольку очень часто это подталкивает их к совершению грехов. Подозрения, лишенные основания, и дурные мысли о каком-либо человеке неразрывно связаны с греховными речами и поступками. Эти мысли закрадываются в душу человека и не оставляют его в покое, пока он не скажет или не совершит то, в чем впоследствии станет раскаиваться. Этот аят запрещает не только плохо думать о мусульманах, но и испытывать к ним ненависть и вражду.
«О правоверные! Не пытайтесь разузнать о недостатках мусульман и не обнародуйте их. Старайтесь не замечать ошибок своих братьев, дабы ваши действия не повлекли за собой нежелательные последствия. Не говорите о своих братьях то, что им не понравится, даже если это правда».
Именно так истолковал злословие за спиной мусульман Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует. Для того чтобы отвратить Своих рабов от этого греха, Всевышний Аллах уподобил человека, который злословит за спиной своего брата, тому, кто ест мясо своего брата, подчеркивая, насколько отвратителен подобный поступок. Вы ни за что не стали бы есть мясо своего брата, особенно, если он испустил дух и умер. Посему не отзывайтесь о нем плохо за его спиной и не «ешьте его мяса», пока он еще жив. Бойтесь Аллаха, среди прекрасных имен которого – Принимающий покаяния и Милосердный. Он дает Своим рабам возможность покаяться, помогает им в этом, а затем прощает их и принимает от них покаяния. Он проявляет к ним свое безграничное милосердие: учит их тому, что приносит им пользу и принимает от них покаяния. Этот аят предостерегает мусульман от злословия за спиной мусульман. Этот грех является одним из величайших грехов, и поэтому Всевышний уподобил его другому величайшему греху – употреблению в пищу мертвечины.
Передают со слов Абу Хурайры, который услышал, как Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«Остерегайтесь дурных мыслей (о людях), ибо поистине, дурные мысли-это самые лживые слова».
Если в сердце твоём появились дурные мысли о ком-либо, это значит, что тебя наущает шайтан, ты не должен верить ему, ибо он является нечестивейшим из нечестивых. Если человек думает и говорит себе: «Я лучше всех», то это прямое проявление гордыни, высокомерия, уничижительного отношения к другим, все это – качества шайтана. Не говорите о своих братьях то, что им не понравится, даже если это правда. Не пытайтесь разузнать о недостатках верующих и не обнаруживайте их.
Богослов прошлого века Ризаэтдин Фахретдин пишет:
«Помните! Беспочвенные подозрения, дурные мысли относительно добрых и честных людей вредят вам. Остерегайтесь, без видимой на то причины, сомневаться или подозревать своего ближнего, потому что дурные мысли — это подобие лжи».
Не следует заниматься поисками вины какого-либо человека в чем-то, испытывать черной зависти, чинить раздоры и разногласия, напротив, необходимо искать пути их предотвращения. Не отворачивайтесь друг от друга, не разобщайтесь и не затаивайте обиду на ближнего.
В заключение, хотелось бы привести известный хадис:
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, как-то спросил своих сподвижников: «А знаете ли вы, что такое аль-гыйбэ (злословие, хула)?» Те ответили: «Всевышнему и Его посланнику лучше известно». — «Гыйбэ — это когда говорят о другом [в его отсутствие] то, что ему не понравится», — сказал Пророк. Один из слушающих спросил: «А если то, что я говорю о нем, характерно для него [действительно присутствует в нем]?» Посланник Божий ответил: «Если то, что ты говоришь в его адрес [в отсутствие этого человека], на самом деле есть в нем, то это [произнесение того, что ему не понравится] и есть гыйбэ [греховное злословие]. А если оно отсутствует, тогда это — бухтан [клевета, ложь, что значительно пагубнее]».